Конкурс учителей родного языка

Прошел в Черкесске в сентябре, вышла моя статья о нем

https://ug.ru/dusha-naroda/

undefined doc-20231102-wa0047-82f0588144.pdf 

Баннеры с надписью «Родной язык – душа народа!» и логотипами Года педагога и наставника можно увидеть, проезжая по дорогам Карачаево-Черкесии, не случайно. В многонациональной республике с особым трепетом относятся к сохранению всех родных языков наших народов. Наверное, поэтому Глава Карачаево-Черкесской Республики Рашид Бориспиевич Темрезов пригласил в этом году на финал конкурса учителей родного языка в Черкесск: здешним педагогам в самом деле есть чем поделиться с коллегами, приехавшими со всей нашей большой страны, а еще мы очень любим учиться сами!

Анжела Московцева
Надежда Сагалакова
Асият Кушева
Баира Долгаева
Александра Дигор
Ида Дахчукова
Гузель Гайсина
Артем Гусев
Алиня Шагараева
Магомед Манапов
Кэскилээнэ Лукина
Елена Расова
Юлия Серебрякова
Федор Мостовский
Халида Кирамова
Анжела Московцева
Надежда Сагалакова
Асият Кушева
Баира Долгаева
Александра Дигор
Ида Дахчукова
Гузель Гайсина
Артем Гусев
Алиня Шагараева
Магомед Манапов
Кэскилээнэ Лукина
Елена Расова
Юлия Серебрякова
Федор Мостовский
Халида Кирамова
Анжела Московцева

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Подготовка к такому значимому событию шла почти год, как полагается на Кавказе, гость – это святое. Все было продумано до мелочей: отели, трансфер, культурная программа, локации для торжественных моментов, ну и, конечно, площадка для проведения конкурсных мероприятий. Выбор пал на одну из лучших школ Черкесска – гимназию №19. Именно в ее просторных и оснащенных по последнему слову техники классах предстояло дать уроки и провести воспитательные мероприятия финалистам конкурса, а обучающиеся гимназии стали настоящими помощниками для конкурсантов, активные, воспитанные, любознательные ребята запомнились, по отзывам, всем!

Подготовку к конкурсу взял под личный контроль председатель Правительства Карачаево-Черкесской Республики Мурат Олегович Аргунов, а основная работа легла на плечи Министерства образования и науки КЧР во главе с министром Инной Владимировной Кравченко и Министерства культуры КЧР во главе с министром Зурабом Замировичем Агирбовым. Кроме конкурсных испытаний для всех гостей были предусмотрены увлекательные экскурсии по достопримечательностям нашей республики.

Кстати, к конкурсу готовились и во Владикавказе, где прошли конкурсные испытания для отдельной номинации – воспитателей дошкольных учреждений, занимающихся с детьми на родном языке. Рассказ о них – это тема отдельной статьи, как и сама номинация, вполне претендующая на звание конкурса.

18 сентября конкурс был торжественно открыт, и уже на следующий день для 72 конкурсантов из всех уголков нашей страны начались конкурсные испытания. В первом туре им предстояло представить свою педагогическую мастерскую и дать тот самый важный урок родного языка. Трудно сказать, кому в этом случае повезло больше: тем, кто преподает национальный язык своего народа, или тем, кто преподает русский язык как родной. В любом случае в дни конкурса в классах 19‑й гимназии на всех языках звучали главные слова: Родина, дружба, семья, традиции…

О чем же рассказали на своих уроках учителя, ставшие лауреатами конкурса? Давайте заглянем к каждому из них. Кстати, все материалы конкурса можно найти в официальной группе конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» ВКонтакте, пе­рейдя по QR-коду.

Надежда Николаевна Сагалакова из Республики Хакасия научила ребят словам приветствия и прощания на хакасском языке, а в конце урока им удалось даже исполнить тахпах – традиционную короткую песню.

Асият Хасанбиевна Кушева из Кабардино-Балкарии рассказала о кабардинских обычаях и их роли в сохранении культуры народа.

Урок Баиры Борисовны Долгаевой из Калмыкии назывался «Обетованная, благоуханная богатырей страна» и был посвящен калмыцкому героическому эпосу «Джангар».

Александра Константиновна Дигор из Хабаровского края привезла ребятам амурские сказки, которые бережно собрал писатель Дмитрий Нагишкин, а проиллюстрировал художник Геннадий Павлишин.

Моя землячка Ида Александровна Дахчукова ознакомила ребят с абазинским языком, вошедшим с Книгу рекордов Гиннесса как самый сложный в мире. Урок она построила на нахождении сходств и различий с русским языком. После выполнения всех заданий заработанные звезды ребята поместили на красном полотнище над раскрытой ладонью, и получился флаг абазинского народа.

Гузель Сагитовна Гайсина провела урок башкирского языка, посвященный путешествиям, теперь ребята смело могут приехать в Башкортостан, ведь они изучили самые необходимые для туристов слова.

Как звучит Владимирская область? На этот вопрос дал ответ Артем Владимирович Гусев, говоривший со школьниками об орфоэпии русского языка. Урок получился одновременно глубоким и увлекательным. Хочу отметить, что Артем Владимирович не просто учитель, но и аспирант факультета журналистики МГУ, наверное, поэтому он легко нашел общий язык с ребятами, построив свой урок на близких для них сюжетах.

Алиня Ильсуровна Шагараева ознакомила ребят с достопримечательностями Казани, теперь они точно знают, какие здесь самые интересные и красивые улицы, а еще составили разговорник.

Магомед Булачович Манапов из Дагестана, конечно, посвятил свой урок столетнему юбилею великого поэта Расула Гамзатова. Ребята совершили воображаемое путешествие на родину поэта, в Хунзах, а попутно окунулись в мир специфических звуков аварского языка.

Кэскилээнэ Вячеславовна Лукина из Республики Саха (Якутия) вместе с ребятами не только исследовала особенности якутского языка, но и научила их якутским танцам, подыгрывая на хомусе.

Елене Васильевне Расовой из Республики Коми удалось за один урок научить ребят составлять небольшой рассказ о себе на языке коми.

Юлия Александровна Серебрякова из Ульяновска ознакомила ребят с основами чувашского языка, с историей своего родного края и традициями народа.

Федор Алексеевич Мостовский еще в своей медиавизитке заинтриговал рассказом о звуках Санкт-Петербурга, откуда он приехал на конкурс, а также рассказал о своей работе с Национальным корпусом русского языка, а урок был своеобразным продолжением этого увлекательного рассказа.

Халида Халидулловна Кирамова из Тюменской области начала урок татарской литературы с обсуждения: перо и меч в руках поэта, может ли это быть? И дала ответ в стихах карачаевского поэта-фронтовика Даута Байкулова: перо поэта может стать мечом в нужный для Родины момент. А дальше ознакомила ребят с творчеством Мусы Джалиля, тоже поэта-фронтовика, проведя параллели в их жизни и творчестве.

Анжела Юрьевна Московцева с первых минут урока удивила, что на чувашском языке здороваются так же, как у нас, на Кавказе: «Салам!» А главной фразой урока стала «Эпир Пӗрле!», что в переводе на русский язык означает «Мы вместе!».

Мы вместе! Как много в этих двух словах! Именно их можно назвать основной идеей этих конкурсных дней, пролетевших так незаметно, хотя конкурсантам каждый день давался нелегко. Лауреатам предстояло провести классный час, после которого были объявлены шесть призеров, ими стали Гузель Гайсина, Артем Гусев, Асият Кушева, Кэскилээнэ Лукина, Елена Расова, Алиня Шагараева. По итогам проведенных ими мастер-классов жюри выбрало победителя.

Имена победителей и призеров объявили наш глава Рашид Бориспиевич Темрезов и министр просвещения РФ Сергей Сергеевич Кравцов, специально приехавший на эту церемонию. Абсолютным победителем конкурса среди учителей стал учитель родного (русского) языка школы №1 города Гусь-Хрустального (Владимирская область) Артем Гусев. Второе место среди учителей заняла Елена Расова из Республики Коми, моя коллега по Всероссийскому экспертному педагогическому совету. Третье место досталось Гузель Гайсиной из Республики Башкортостан.

На этой же церемонии подвели итоги конкурса среди воспитателей: победителем стала Айсылу Лотфуллина из Республики Татарстан, второе место заняла Марина Федорова из Республики Мордовия, а третье место – Елена Цыбина из Донецкой Народной Республики.

Были и специальные номинации, победителем в двух из них – «Лучшая медиавизитка» и «Лучшее педагогическое мероприятие с воспитанниками» – стала Гульсина Ишбаева (Республика Башкортостан). Также в номинации «Лучшая медиавизитка» была отмечена Гузель Гайсина (Республика Башкортостан). Победителем в народном онлайн-голосовании за лучший урок стал Магомед Манапов (Республика Дагестан).

В рамках специальной номинации «За профессиональное владение русским языком» председатель Координационного совета Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова наградила Артема Гусева.

Специальный приз от Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России» получила конкурсант из Хабаровского края Александра Дигор.

Торжественное объявление результатов конкурса завершила красивая церемония вынесения на сцену флагов с гербами всех регионов нашей большой страны, откуда приехали конкурсанты. Каждый из них увез домой этот памятный сувенир вместе с воспоминаниями о днях, проведенных в гостеприимной Карачаево-Черкесии.

Понравился материал? - Поделись с друзьями.
Просмотры: 83