Завершился конкурс "Учитель года заграншкол МИД РФ"

По этому поводу - статья в Учительской газете!

https://ug.ru/stalo-izvestno-imya-pobeditelya-konkursa-uchitel-goda-zagranshkol-mid-rf-2024/

Стало известно имя победителя конкурса «Учитель года заграншкол МИД РФ – 2024»

Любой, кто более-менее знаком с конкурсом «Учитель года России», точно знает годовую циклограмму его проведения. Все начинается со школы, затем муниципальный этап отбирает лучших для регионального, после которого почти девять десятков финалистов встречаются на заключительном этапе, главным итогом которого становится объявление того самого, абсолютного, чье имя становится гордостью для тех, кто принимал участие в этом многоэтапном отборе. Однако вот уже третий год в финале принимает участие конкурсант, чей отбор проходит иначе: в чем-то проще, а в чем-то и сложнее. По-другому. Выбранный в своей школе учитель сразу попадает на конкурсные испытания, отбирающие уже финалиста. При этом конкурсант имеет фактически два адреса: место, где он работает и место, откуда он прибыл на работу. А еще все конкурсные испытания проходят исключительно онлайн, и даже это бывает затруднительно: и у конкурсантов, и у членов жюри может быть вообще любое время суток! При этом желательно быть бодрым и собранным, даже если твои часы показывают абсолютно нерабочее время…

Айнулин Рустам Ринатович

Думаю, все догадались, что речь идет о конкурсе «Учитель года заграншкол МИД РФ». К нему можно было относиться как угодно философски из-за особенностей его проведения, но в прошлом году случилось то, что заставило всех относиться к его итогам очень и очень серьезно: абсолютным победителем 2023 года стал именно учитель Общеобразовательной школы при Посольстве России в Иране, Олег Игоревич Янковский. Учитель русской словесности из Саратовской области, преподающий в Тегеране, стал лицом российского учительства в Год Педагога и Наставника. Лично я, как член жюри, принимающий участие в оценивании конкурсных испытаний Олега Игоревича, очень горжусь своей причастностью к его совершенно заслуженному успеху, а также – повышением статуса конкурса для учителей заграншкол РФ.

В этом году этот конкурс проводился в третий раз, и уже в третий раз мне верой и правдой служит конверт с его логотипами, из которого я в прямом эфире уже третий год подряд имею честь вынимать лист бумаги с именем лауреата или призера и оглашать его фактически на весь мир! Ведь результаты с нетерпением ожидали по всему миру! Наши представительства в КНР, Франции, Турции, ФРГ, Испании, Венгрии, Австрии, Таиланде , Мексике, Аргентине, Болгарии, Марокко, Бразилии, Египте, Камбодже, на Кубе и Кипре в моменты объявления лауреатов и призеров замирали в тревожном ожидании, ведь предугадать результаты было проблематично даже для жюри. Тем не менее 15 лауреатов было выбрано, хотелось бы познакомить вас с ними.

Надо сказать, что в этом году мастер-классы проходили иначе, чем раньше: обычно в фокус-группу входили сами же конкурсанты, а в этом году предстояло работать с обучающимися педклассов со всех уголков нашей страны. Я бы сказала, что это – двойная ответственность, как за результат конкурсных испытаний, так и за те ростки в душе наших будущих коллег, которые были посеяны «здесь и сейчас». Безусловно, осознав меру такой ответственности, наши педагоги подготовили действительно запоминающиеся, яркие и, что самое главное, очень полезные для ребят мастер-классы.

Гаврилин Дмитрий Юрьевич
Иванов Александр Сергеевич
Чекунова Олеся Викторовна
Урвачева Ирина Николаевна
Удалов Алексей Викторович
Уласевич Надежда Леонидовна
Крякин Егений Николаевич
Суворов Алексей Валерьевич
Соколова Валерия Юрьевна
Пирогова Юлия Петровна
Махровская Юлия Сергеевна
Макарова Татьяна Евгеньевна
Захаров Никита Вячеславович

Рустам Ринатович Айнулин, преподающий физику и информатику в школе при Посольстве России в Китае, сразу запомнился своей медиавизиткой, глубоко философской и очень атмосферной, пронизанной духом китайской мудрости. Таким же глубоким и мудрым был его мастер-класс о формуле интересного учителя, в котором он поделился своими размышлениями о том, каким должен быть современный педагог. Мне кажется, что эта тема вообще могла бы быть центральной в том диалоге, который строили конкурсанты совместно с ребятами из педклассов, и каждый вынес на мастер-класс некоторое качество, необходимое в нашей профессии.

Безусловно, современные учителя должны быть в курсе проблем и новшеств в системе образования, наверное, поэтому Никита Вячеславович Захаров, мой коллега по математическому цеху, выбрал для своего мастер-класса очень злободневную и даже животрепещущую для детей тему: «Калькулятор на ОГЭ: быть или не быть?». Этот вопрос беспокоит учеников и на далекой Кубе, где работает Никита Вячеславович, и в любом регионе России, в том числе в Воронежской области, откуда он приехал. Организовав в прямом эфире голосование по этому вопросу, мой коллега щедро поделился множеством приемов быстрого устного счета, которые будут полезны не только на ОГЭ. Кстати, трудно было не заметить, что Никита Вячеславович учит своих ребят исключительно полезным вещам, даже простым бытовым хитростям, а слоган его визитки «Учитель – новый герой» на мотив старой песни группы «Мираж» наверняка привлечет его учеников на ниву педагогики.

Здорово, если учитель умеет иногда просто… играть и создавать новые игры! Именно о создании игры-«бродилки» и был мастер класс Юлии Сергеевны Махровской, учителя начальных классов школы при Посольстве России в Таиланде. Участники фокус-группы прямо в прямом эфире создали свои игры и, думаю, остались довольны своими творениями, ведь Юлия Сергеевна, как никто, знает, как важно уметь еще и улыбаться детям – ее рассказ о тайской улыбке и о тайской культуре вообще в медиавизитке был действительно запоминающимся и богатым на позитивные эмоции.

Современному педагогу важно знать не только свой предмет, но и обладать широким кругозором, а для этого мы постоянно учимся. «Как научиться чему угодно» – таким названием учитель физики из школы при Посольстве России в Болгарии Алексей Валерьевич Суворов из Краснодарского края заинтриговал с первых минут. В самом деле, как? Оказывается, на помощь приходит осознание, что в обучении очень важно осознать энтропию своих знаний как меру хаоса! Вначале будет очень тяжело, знания разрозненные и обрывочные, однако, понимая, как быстро снижается энтропия с увеличением объема знаний, можно с уверенностью ожидать озарения, когда они накопятся в достаточной мере для понимания материала! Это неизбежно наступит, главное – не сдаваться, даже если очень трудно! Удивительно ярко были подобраны примеры со смешением чая и молока, а еще – с узнаванием фото по мере «наведения резкости» и выявления деталей. Вдохновленная новым знанием, лично я решила что-нибудь еще поизучать, трудное для себя, например – химию…

Безусловно, современный учитель должен быть настоящим хранителем знаний и прививать своим ученикам умение сохранять информацию не только в электронном виде, и желательно – с младых ногтей. Этому учит и своих ребят в школе при Посольстве России в Египте, и фокус-группу на своем мастер-классе о изготовлении лэпбуков учитель начальных классов Урвачева Ирина Николаевна из Орловской области. Еще с медиавизитки о чудесах было понятно, что она может быть для малышей настоящей волшебницей, ну и научить этому других у нее тоже отлично получилось.

Конечно, для более старших ребят лэпбуки уже не так интересны, но есть, к примеру, ментальные карты, с помощью которых школьники могут упорядочивать и сохранять большие объемы информации. О том, как использовать ментальные карты на уроках, а заодно и о качествах учителя, говорила с фокус-группой учитель русского языка и литературы школы имени Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева при Посольстве России в Австрии Макарова Татьяна Евгеньевна, кстати, она, как и Олег Игоревич Янковский, тоже из Саратовской области.

Любой учитель, безусловно, должен не только отлично знать свой предмет, но и действительно любить его! Такой любовью к математике щедро поделилась в своем мастер-классе Олеся Викторовна Чекунова из Подмосковья, преподающая в школе при Посольстве Российской Федерации в Королевстве Камбоджа. Ее хобби – «papercraft» – поделки из бумаги, помогает в преподавании геометрии, ведь если сложную теорему можно просто свернуть из бумаги, она становится проще и понятнее! Таким приемам она и научила фокус-группу, которая, мне кажется, заново открыла для себя математику.

У каждого учителя есть свои маленькие хитрости, наработанные с опытом. За 25 лет педагогического стажа учитель русского языка и литературы школы при Посольстве России в Мексике Юлия Петровна Пирогова с Кубани собрала их немало, но время мастер-класса ограничено, поэтому фокус-группа и все мы узнали только о семи лайфхаках, которым не учат в институтах. «Верите ли вы?», «Маска», «Чемодан», «Ассоциации», «Лови ошибку», «Займи позицию» и «Литературная рефлексия» могут пополнить педагогический багаж не только словесников, но и любых учителей, а примеры их применения вызвали горячий интерес фокус-группы.

В наше непростое время учитель должен быть не просто источником знаний, а скорее проводником в мире информации, которая ежедневно обрушивается нам из всех средств масс-медиа. Особенно важно уметь отделять истину от лжи в истории, поэтому мастер-класс «Исторические стереотипы: развенчиваем мифы» от учителя истории и обществознания школы при Посольстве России в ФРГ Дмитрия Юрьевича Гаврилина из Нижегородской области очень заинтересовал фокус-группу именно подачей материала через так любимые детьми мемы. Однако, чтобы действительно понимать исторические мемы, нужно отлично разбираться в этом предмете! Уже с медиавизитки было понятно, что Дмитрий Юрьевич (как и его знаменитый тезка Пучков-Гоблин) мастерски владеет предметом и умеет любую свою историю красиво «завернуть» в исторический контекст.

Эту тему продолжил учитель истории и обществознания школы при Посольстве России в Марокко Удалов Алексей Викторович из Нижегородской области. Его мастер-класс назывался витиевато: «3 у – технология – #НеМожетБыть!», а оказалось, что все очень просто и логично: надо уметь Увидеть (проблему), Убедиться (в правильности решения) и Усвоить (выводы). Такой прием помогает развивать критическое мышление и может применяться очень широко. Алексей Викторович, напомнил нам о искажениях исторических фактов, которые мы не замечаем, к примеру, Кутузов не носил повязку на глазу, а ведь на многих картинах и фильмах мы видим его именно с повязкой!

Учитель должен уметь видеть красивое в мелочах и учить этому детей, а ведь это бывает не так просто, как кажется. Но настоящий мастер красивого рассказа, учитель истории и обществознания школы при Посольстве России в Бразилии Надежда Леонидовна Уласевич из Липецка действительно умеет это делать. Она подарила красивый мастер-класс «Изменение и развитие, или Маленькие миры истории», буквально за 20 минут научив видеть в исторических фактах и красоту, и глубину, и гармонию.

Даже работая за границей, в экзотических для нас местах, настоящий педагог должен прививать детям любовь к своей Родине, а значит – делать изучение истории, географии, культуры, языка нашей страны действительно интересным. Таким и был мастер-класс «Загадки хозяйки чудесного края» учителя химии и биологии школы при Посольстве России в Испании Марины Борисовны Дроковской, кстати, моей землячки – из Тульской области, родины моей мамы. Нетрудно догадаться, что под чудесным краем подразумевается Урал, который богат не только на загадки, но и на возможность изучения его секретов почти на любом предмете. Такую межпредметность и показала Марина Борисовна, открывая для всех нас заново этот по-настоящему чудесный уголок нашей страны.

Безусловно, учитель должен идти в ногу со временем и постоянно находить возможность творчества даже в ежедневном труде, а помочь в этом может применение современных и весьма доступных технологий. Об этом в своем мастер-классе «Стоп, снято!» рассказала учитель технологии школы при Посольстве России в Аргентине Соколова Валерия Юрьевна из Краснодарского края. На наших глазах появился мультфильм, снятый фактически «на коленке»!

Творчески подходить к созданию интересных уроков позволяет и использование разных программ для презентаций. О секретах использования «Рrezi», о ее достоинствах и некоторых минусах рассказал в своем мастер-классе учитель начальных классов школы при Посольстве России в Венгрии Иванов Александр Сергеевич из Москвы. Хочу отметить его совершенно нестандартную медиавизитку, которая сразу мне сразу запомнилась и, как мне кажется, показала творческий потенциал этого педагога.

Не секрет, что и первым, и последним выступающим приходится нелегко, тем не менее нужно уметь вовремя собраться и выдать яркое и запоминающееся выступление. Такое умение пригодится любому учителю, и его мастерски продемонстрировал учитель истории и обществознания школы имени Е.М. Примакова при Посольстве России на Кипре Крякин Евгений Николаевич из Москвы, кстати – кандидат исторических наук, несмотря на свою молодость. Вместе с фокус-группой он перенесся на Земский Собор 1612 года, где все примерили на себя разные исторические роли и избрали царя Михаила Романова. Такое увлекательное историческое путешествие стало не просто точкой в серии мастер-классов, а настоящим восклицательным знаком, после которого жюри предстояло трудное испытание – оценивание всего увиденного и выбор пятерки призеров, в которую вошли:

  • Айнулин Рустам Ринатович (Общеобразовательная школа при Посольстве России в КНР),
  • Крякин Евгений Николаевич (Общеобразовательная школа имени Е.М. Примакова при Посольстве России на Кипре),
  • Суворов Алексей Валерьевич (Общеобразовательная школа при Посольстве России в Болгарии),
  • Удалов Алексей Викторович (Общеобразовательная школа при Посольстве России в Марокко),
  • Уласевич Надежда Леонидовна (Общеобразовательная школа при Посольстве России в Бразилии).

Призерам предстояло главное испытание – вопросы на пресс-конференции. В состав большого жюри вошли:

  1. Демаков Илья Сергеевич, директор Горчаковского лицея МГИМО, победитель конкурса «Учитель года России – 2017», Почетный работник образования России
  2. Левина Людмила Семеновна, главный редактор журнала «Химия в школе», председатель Общероссийской общественной организации учителей и преподавателей химии
  3. Мукосеева Юлия Борисовна, методист и учитель английского языка ГБОУ «Школа № 1520 имени Капцовых»
  4. Янковский Олег Игоревич, учитель русского языка и литературы школы при Посольстве России в Иране, победитель конкурса «Учитель года России – 2023»
  5. Колечкин Иван Сергеевич, учитель географии, автор учебных пособий, телеведущий, финалист конкурса «Учитель года Москвы 2010»

Модерировал это испытание Хеорхе Иван Иванович, лауреат конкурса «Учитель года – 2020» и победитель конкурса «Учитель будущего – 2021», и первые вопросы были от него – описать свой идеальный день учителя тремя словами и за одну минуту рассказать ученикам самое главное о Гагарине.

Вопрос от члена-корреспондента Российской академии образования, доктора пед. наук, профессор, главного научного сотрудника лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования РАО – Михаила Викторовича Богуславского был трудным: как бы отнесся Юрий Алексеевич Гагарин к искусственному интеллекту и как к этой проблеме относятся сами конкурсанты?

И.о. ректора Государственного университета просвещения – Ирина Александровна Кокоева поинтересовалась, как конкурсанты относятся к известной цитате А.С.Макаренко о воспитании.

Учитель музыки и абсолютный победитель конкурса «Учитель года России – 1992» – Артур Викторович Заруба, настоящая легенда конкурса, задал вопрос о главных помощниках современного учителя – кто или что ими является?

Что такое «педагогическое призвание»? На такой короткий вопрос участника Всероссийского юношеского педагогического форума в Орлёнке, обучающегося 11 психолого-педагогического класса – Даниила Конева, наверное, трудно ответить коротко… Но конкурсанты справились!

Какие темы интересны современным детям? С таким вопросом обратилась учитель русского языка и литературы, детский писатель Екатерина Борисовна Тимашпольская, и – кто знает, может, ответы призеров превратятся в новые сюжеты ее книг?

С вопросом о неразгаданных тайнах образования обратился к своим коллегам по конкурсу учитель информатики Общеобразовательной школы при Посольстве России в Болгарии, призер конкурса «Учитель года заграншкол МИД России – 2022» – Алексей Анатольевич Янин, а завершилось испытание последним вопросом модератора: а каковы ваши профессиональные амбиции? Уверена, что в этот момент, кто бы что ни говорил, все думали о том, что из пяти человек победителем станет только один…

Имя победителя было оглашено 19 апреля, им стал учитель физики Рустам Ринатович Айнулин, который принес победу как в школу при Посольстве России в Китае, так и в профессиональное сообщество учителей Ульяновской области, которое горячо поддерживало своего земляка на протяжении всех испытаний! От души поздравляю и желаю успехов и вдохновения в подготовке к заключительному этапу конкурса «Учитель года России – 2024»!

Хочется отдельно поблагодарить Государственный университет просвещения, а также лично Надежду Анатольевну Ладилову и Евгения Андреевича Фоменко за отличную организацию конкурсных испытаний и оказанное лично мне доверие – уже третий раз работать в составе экспертного жюри конкурса. Несмотря на то, что мы все – организаторы, участники, члены жюри, не собираемся территориально в одном месте, чтобы проводить конкурс, уже третий год мы все ощущаем себя одной командой. Это замечательное ощущение дарит нам конкурс, который не просто выбирает лучшего учителя, а сближает тех, кто, находясь вдали от Родины, сеет разумное, доброе, вечное, учит любить и беречь нашу большую страну, а главное – несет этот добрый свет далеко за ее пределы.

Понравился материал? - Поделись с друзьями.
Просмотры: 137