Учитель года заграншкол МИД РФ

Поработала в жюри - теперь знакомлю вас с лауреатами в новой статье Учительской газеты

https://ug.ru/pelikan-pticza-pereletnaya/

Пеликан – птица перелетная

В апреле прошел второй Всероссийский конкурс «Учитель года заграншкол МИД России»

В любом уголке нашей страны сейчас можно увидеть это изображение. На больших рекламных баннерах или над входом в самую маленькую школу, на новеньких школьных автобусах или на почетных грамотах, вручаемых уважаемым наставникам и молодым творческим учителям, удобно расположился пеликан, вписанный в круг­ляшок цифры «ноль». Все, кто его видит, знают, что по стране идет наш год, Год педагога и наставника.

Янковский Олег Игоревич, Иран
Астахова Наталья Юрьевна, Румыния
Бондарева Анастасия Валентиновна, Канада
Домброва Татьяна Владимировна, Кипр
Есикова Юлия Викторовна, Дания
Зотова Юлия Андреевна, Италия
Ильчук Ирина Анатольевна, Мексика
Коробейников Денис Александрович, ФРГ Бонн
Лукашкин Антон Сергеевич, Франция
Резцов Павел Вячеславович, Гвинея
Сазонова Марина Александровна, Египет
Тарасенков Алексей Викторович, Берлин ФРГ
Уласевич Максим Леонидович, Бразилия
Фомина Елена Андреевна, Лаос
Щема Александра Александровна, Бельгия
Янковский Олег Игоревич, Иран
Астахова Наталья Юрьевна, Румыния
Бондарева Анастасия Валентиновна, Канада
Домброва Татьяна Владимировна, Кипр
Есикова Юлия Викторовна, Дания
Зотова Юлия Андреевна, Италия
Ильчук Ирина Анатольевна, Мексика
Коробейников Денис Александрович, ФРГ Бонн
Лукашкин Антон Сергеевич, Франция
Резцов Павел Вячеславович, Гвинея
Сазонова Марина Александровна, Египет
Тарасенков Алексей Викторович, Берлин ФРГ
Уласевич Максим Леонидович, Бразилия
Фомина Елена Андреевна, Лаос
Щема Александра Александровна, Бельгия
Янковский Олег Игоревич, Иран

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Здорово, что у нашего года есть свой логотип, узнаваемый теперь повсюду. Недаром большинство известных брендов отличаем по их логотипам, даже начисто позабыв их названия, такие глубокие символические ассоциации они вызывают в нашей памяти. Выбирая логотип для организации, фирмы, события, следует помнить, что его символика может влиять и на реальность.

Многие учителя и раньше были знакомы с изображением пеликана. Он просто перелетел с логотипа конкурса «Учитель года России», узнаваемого всеми причастными к этому, пожалуй, самому заметному событию в педагогическом сообществе нашей страны.

А в самом деле, почему бы пеликану не перелететь? Многие из этих птиц перелетные и распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. Так вот, уже второй год конкурс «Учитель года» проходит не только на территории нашей страны, но и во всех уголках планеты, где есть заграншколы при посольствах или генконсульствах России. Пеликан раскрыл свои символические крылья над Европой, Азией, Африкой, Америкой: в этом году в конкурсе приняли участие учителя, работающие в 20 странах. Собрать всех было трудно даже в прямом эфире из-за огромной разницы во времени! Трудно, но выполнимо, когда обязанности оператора конкурса берет на себя Академия Минпросвещения России. Организация и сопровождение конкурса заслуживают отдельных слов благодарности как от участников, так и от команды жюри.

Благодарю оргкомитет за возможность уже второй раз участвовать в этом масштабном событии в качестве эксперта. Могу сказать, что все конкурсанты подготовились на высоком уровне, а главное – обладали столь ярко выраженной индивидуальностью, что в моей памяти остались приятные ассоциации с каждым из них. Давайте знакомиться с лауреатами!

Для учеников Татьяны Владимировны Домбровой самые привычные вещи, окружающие нас, могут стать настоящим открытием! В обычной чашке чая скрыт целый мир физических явлений, о которых рассказала педагог на своем мастер-классе. Школа при посольстве России на Кипре не первое ее место работы за границей, до этого была Чехия, а начинала свою работу Татьяна Владимировна в городе Дмитриеве Курской области. Курский соловей и одновременно пеликан могли бы стать конкурсным логотипом этой очаровательной жизнерадостной женщины!

Ирина Анатольевна Ильчук – еще одна представительница соловьиной Курской области за границей. В ее послужном списке тесное сотрудничество с госкорпорацией «Росатом» в рамках проекта «Школа Росатома», что неудивительно, ведь до работы в школе при посольстве России в Мексике Ирина Анатольевна работала в городе атомщиков Курчатове. Многочисленные победители и призеры отраслевых олимпиад Росатома, и не только, полуфиналисты «Большой перемены», призеры турнира имени Ломоносова – вот далеко не полный список достижений ее учеников. В основе всех этих побед лежит, конечно, овладение базовыми знаниями по физике, и на мастер-классе Ирина Анатольевна научила фокус-группу рассчитывать свои энергозатраты на основе чисто физических понятий.

Александра Александровна Щема сразу запомнилась своей динамичной медиавизиткой: она несла такой заряд энергии даже через экран ноутбука, что хотелось немедленно, не дожидаясь понедельника, начать делать зарядку! В своем мастер-классе она неожиданно для всех обучила фокус-группу правильно с точки зрения осанки делать привычные каждому учителю движения – присесть на стул, открыть дверь, придерживая журнал и стопку тетрадей, и т. п. Тренер тренажерного зала, действующий игрок женской сборной по баскетболу Пскова, откуда родом Александра, специалист по SEO-оптимизации сайтов, волонтер, участница театральных постановок – все это обычный учитель физической культуры из школы при посольстве России в Бельгии.

Не менее энергичный учитель физической культуры из подмосковного Егорьевска Павел Вячеславович Резцов работает в далекой Африке, в школе при посольстве РФ в Гвинее. Назвав свой мастер-класс «Сила есть – ума не надо», он напрочь опроверг этот тезис. Мало того, убедительно доказал, что физические упражнения способствуют, например, тренировке памяти! Кандидат в мастера спорта по хоккею с шайбой, серебряный и бронзовый призер чемпионатов Москвы, член сборных Москвы и России, казалось бы, в жаркой Африке Павел Вячеславович должен отдыхать от соревнований, какой же там хоккей? Но здесь очень кстати оказалось его увлечение бегом на длинные дистанции, гонками с препятствиями, волейболом, баскетболом, плаванием и даже бальными танцами. Да, Павлу Вячеславовичу есть чему научить своих воспитанников! А самое главное – провести совместные легкоатлетические забеги с учениками и их родителями, во время которых, как признается Павел, он испытывает особую гордость за своих учеников…

Учитель русского языка и литературы из Дзержинска Нижегородской области Марина Александровна Сазонова теперь преподает словесность в школе при посольстве России в Египте и прививает любовь к русскому слову ребятам на другом континенте. Ее ученики сдают ЕГЭ по русскому языку и литературе на высокие баллы (восемь из них – стобалльники), а еще занимаются журналистикой в школьном пресс-центре газеты «Отлично», которым руководит педагог. Главный редактор этой газеты в 2022 году стала победителем Международной олимпиады школьников по журналистике, что является прекрасным результатом труда Марины Александровны. На своем мастер-классе она вовлекла фокус-группу в самый настоящий диалог с Маяковским, разбирая его стихотворение «А вы могли бы?», и дала практические советы, как научить детей читать осмысленно, ведь в этом основа изучения любого школьного предмета.

Москвич Антон Сергеевич Лукашкин – профессиональный музыкант, пианист, лауреат московских и всероссийских музыкальных конкурсов, а еще учитель истории и обществознания школы при посольстве России во Франции. Париж с его историческими достопримечательностями, музеями, выставками – настоящий рай для историка. Без сомнения, такому всесторонне образованному учителю есть о чем поговорить с ребятами и чему их научить. А реализует это Антон Сергеевич в рамках основанного им проекта «Новая парадигма», цель которого – сделать образование детей частью их повседневного опыта, выйти за пространственные и смысловые рамки типового школьного урока. На своем мастер-классе Антон Сергеевич, обсуждая тему культурного кода эпохи, ознакомил фокус-группу с возможностями созданного им сайта https://paradigmanew.ru.

Загадочный Лаос не первое место заграничной командировки учителя английского языка из Волгограда Елены Сергеевны Фоминой, до него она успела поработать и в Тунисе. Но где бы ни работала Елена Сергеевна, везде актуально ее свободное владение английским и немецким языками, любовь к изучению которых педагог прививает ребятам. На своем мастер-классе она говорила о преодолении боязни изучения языка у детей и о тех приемах, которые помогают в этом. А во внеурочное время Елена Сергеевна руководит проектом «Медиашкола», что неудивительно, ведь она увлекается фото и рисованием и свои умения с удовольствием передает ребятам.

Как видим, многие конкурсанты действительно «перелетные пеликаны». Не исключение и учитель начальных классов Наталья Юрьевна Астахова из Алексина Тульской области: начав свое путешествие по заграншколам МИД РФ в Польше, сейчас она обосновалась в школе при посольстве РФ в Румынии. Театральные подмостки – еще одна любовь Натальи Юрьевны. Разработка сценариев, постановка школьных спектаклей, танцы – неполный список ее сценических талантов. Неудивительно, что и в урочной деятельности Наталья Юрьевна широко использует игровые технологии, о них она и говорила на своем мастер-классе «Игра – дело серьезное!».

Еще один учитель начальных классов оказался среди лауреатов конкурса – москвичка Юлия Андреевна Зотова. Ее подопечные – ученики 2‑го класса школы при посольстве РФ в Италии. Для них она с удовольствием разрабатывает авторские рабочие листы к урокам. На мастер-классе Юлия Андреевна рассказала о своих удачных находках в разработке и применении таких листов на уроках литературного чтения.

Список лауреатов, преподающих в начальных классах, замыкает москвичка Анастасия Валентиновна Бондарева, которая сейчас учит азам грамоты и счета первоклассников школы при посольстве РФ в Канаде. А помогает ей в этом важном и серьезном деле сервис https://joyteka.com/ru. С его помощью Анастасия Валентиновна разрабатывает для малышей увлекательные веб-квесты, о чем и рассказала на своем мастер-классе. Интересно, что автор этого сервиса – лауреат конкурса «Учитель года России»-2018 Максим Новиков, мой коллега и друг. Лично мне всегда приятно видеть, что его проект известен среди учителей нашей страны и, как выяснилось, далеко за ее пределами.

Можно ли организовать поисковый отряд обучающихся за границей? Можно! Это подтверждает опыт учителя истории и обществознания школы при посольстве РФ в Дании Юлии Викторовны Есиковой: она руководит поисковым ученическим отрядом «Патриот – Дания», который занимается работой с архивными документами и восстановлением биографий советских солдат – освободителей датского острова Борнхольм в годы Великой Отечественной войны. Свое увлечение краеведением и этнографией педагог передает ребятам не только на уроках, но и на многочисленных организованных ею экскурсиях по стране пребывания и России, воспитывая настоящих патриотов своей Родины. А еще Юлия Викторовна участник интереснейшего проекта «Лагерь первобытных ремесел» в Карелии, мастер народной игрушки, любитель исторических реконструкций. А главное – она умеет говорить с ребятами на понятном им языке, чем и поделилась на своем мастер-классе «Неакадемичный академизм». Речь шла о любимых многими интернет-мемах на историческую тему – Юлия Викторовна со своими учениками их не просто использует, но и придумывает.

Учитель никогда не перестает учиться. Этот тезис своим примером постоянно подтверждает еще один лауреат конкурса – уроженец Липецка Денис Александрович Коробейников. Инженер по первому образованию, он стал надежным наставником детских команд в соревнованиях WorldSkills в Липецкой области, работая в заграншколе в Корее, подготовил победителя и призеров Всекорейской детской научной конференции на русском языке в г. Сеуле, а главное – сам сдал демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills как мастер-эксперт направления «Электроника». Вот такой интереснейший педагог преподает информатику и географию в школе при генеральном консульстве РФ в Бонне, ФРГ. Назвав свой мастер-класс «Используй силу противника для победы над ним», он рассказал о том, как можно использовать мобильный телефон для организации проектной работы, и не только.

Еще один педагог из Липецка стал лауреатом конкурса. Учитель математики, информатики и физики Максим Леонидович Уласевич работает в далекой Бразилии. Как и его земляк Денис Коробейников, он показывает ребятам пример постоянного самосовершенствования и работы над собой. Например, когда школе потребовался учитель китайского языка, Максим Леонидович изучал его вместе со своими учениками. Тонкий ценитель восточной культуры, он играет на бамбуковой флейте сякухати, занимается единоборством тайцзицюань и проводит чайные церемонии. На своем мастер-классе он говорил о церемонии урока, сравнив ее с чайной, и вместе с фокус-группой вывел алгоритм универсальных действий учителя на уроке.

Для учителя географии и физической культуры школы при посольстве РФ в Берлине Алексея Викторовича Тарасенкова конкурс – дело не новое. Работая в московском образовании, он стал финалистом конкурса «Педагоги года Москвы» в 2018 и 2022 годах, победителем конкурса «Учитель будущего»-2020, призером метапредметных олимпиад «Московский учитель» и «Команда большой страны». Алексей Викторович внес большой вклад в развитие МЭШ, разработав 27 сценариев уроков, 42 приложения и другой контент. Читая такой список достижений, невольно представляется очень солидный дяденька, но нет – это молодой, творческий, энергичный педагог, увлеченный спортом, рыбалкой, путешествиями. Наверное, именно любовь к путешествиям и воспитание собственных, пока еще не очень больших детей и подсказали Алексею Викторовичу идею его мастер-класса: «Чебурашка. Происхождение видов». В самом деле, этот любимый нашим поколением герой мультфильма и книг в этом году получил буквально второе рождение после выхода одноименного фильма. Идущий в ногу со временем учитель географии не мог упустить такую возможность – назвал страну происхождения Чебурашки и за 20 минут научно обосновал свою теорию!

Завершает наше знакомство с лауреатами конкурса тезка и однофамилец моего любимого актера, «того самого Мюнхгаузена», Олег Игоревич Янковский, учитель русского языка и литературы из Саратова. Сейчас он работает в школе при посольстве РФ в Иране. Он сразу запомнился своей оригинальной музыкальной медиавизиткой. Насколько же я удивилась, узнав, что этот школьный диджей и гитарист еще и кандидат филологических наук и далеко не новичок в конкурсах! Он победитель конкурса педагогического мастерства «Шаг в профессию»-2015, призер конкурса «Учитель, которого ждут»-2017, а еще руководитель группы девятиклассников, установивших рекорд в 2019 году: синтаксический разбор самого длинного предложения в русском языке! С таким учителем действительно совершенно не скучно изучать премудрости русского языка. И тут же можно после уроков поболеть за него в соревнованиях кросс-кантри или, например, стать зрителем на его концертном выступлении. Олег Игоревич сначала удивил нас броским названием своего мастер-класса «100500 методов наказания ученика», а затем вывел настоящий заголовок: «Метод остранения на уроке». Оказалось, фальш-заглавие своего выступления он придумал, чтобы намеренно вывести нас из состояния автоматического восприятия, – далее педагог рассказал о том, как и для чего он выводит ребят из этого состояния на уроке.

После мастер-классов конкурс продолжался уже для пятерки призеров, в состав которой вошли Юлия Есикова, Денис Коробейников, Максим Уласевич, Алексей Тарасенков и Олег Янковский. Третий, заключительный, тур конкурса состоялся 23 марта в формате пресс-конференции.

Вопросы призерам задали представители педагогической общественности и известные педагоги страны: абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2018 учитель обществознания и права Алихан Динаев, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017 директор Горчаковского лицея МГИМО Илья Демаков, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующая кафедрой сценической речи Театрального института имени Б.Щукина Анна Бруссер, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики ИСРО РАО, член-корреспондент РАО Михаил Богу­славский, ректор Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин и проректор академии Хож-Ахмед Халадов.

Призеры рассказали об особенностях преподавания и воспитания в заграншколах, об их собственном видении обучения и воспитания, а также о том, какие, по их мнению, главные качества важно развивать в учениках. Пришлось вспомнить и о самом ярком эпизоде школьной жизни, о своих уникальных педагогических приемах и методах, а также поделиться мыслями о том, чему опытный педагог может научиться у молодого коллеги, как должным образом реагировать на возникающие в классе конфликты.

В пресс-конференции приняли участие и обучающиеся психолого-педагогических классов, участники Всероссийского юношеского педагогического форума в ВДЦ «Орленок», которые хотели узнать ответ на вопрос о том, кто вдохновил призеров на выбор педагогической профессии и как самим научиться вдохновлять других.

Непросто было жюри определить лучшего! И вот 10 апреля ректор Академии Минпросвещения России Павел Кузьмин назвал имя победителя, им стал Олег Игоревич Янковский, учитель русского языка и литературы школы при посольстве России в Иране. Он и станет одним из участников заключительного этапа конкурса «Учитель года России»-2023 в знаменательный для всех нас Год педагога и наставника.

Наверное, Олег Игоревич будет самым «перелетным» из всех учителей-«пеликанов» 2023 года. Пусть же перелетная птица-пеликан с логотипа конкурса «Учитель года заграншкол МИД России» принесет ему удачу и успех в финале!

Понравился материал? - Поделись с друзьями.
Просмотры: 270