Продолжаем сотрудничать с "Учительской газетой"

На этот раз статья о зимней школе в Абхазии в сетевой версии газеты

https://ug.ru/v-gostyah-v-chudesnoj-strane-apsny-svoim-opytom-obmenyalis-uchitelya-rossii-i-abhazii/

В более чем тридцатилетней истории конкурса «Учитель года России» уже бывали случаи выезда «пеликанов» за границу. Однако в этом году можно с полным правом сказать, что конкурс выходит на международный уровень. Во-первых, к конкурсному сообществу учителей присоединяются учителя заграншкол МИД России, для них организован отдельный конкурс, победитель которого будет участвовать в финале. А во-вторых, стала международной и зимняя школа «Учитель года», которая стала первым заметным образовательным событием наступившего года.

«Школа «Учитель года» - это совместный проект Межрегионального клуба «Учитель года», «Учительской газеты» и Общероссийского профсоюза образования, который вот уже двадцать лет возглавляет Владимир Нодарович Головнер, идейный вдохновитель и неустанный двигатель этих встреч конкурсных учителей.

Когда он позвонил мне и предложил участвовать в Зимней школе в Абхазии, я согласилась не сразу. Через десять минут. Ровно столько мне понадобилось, чтобы выбрать оптимальный маршрут от станицы Зеленчукской до Сухума. Так я стала участницей теперь уже Международной Зимней школы, одной из сорока учителей, представляющих 24 региона России в Стране Души – Апсны.

Вообще история конкурсного и послеконкурсного движения полна удивительными совпадениями и неожиданными встречами. Навряд ли ученик московской школы № 1259 Инал Габлия мог подумать, что когда-нибудь пригласит своих учителей Владимира Нодаровича Головнера и Марину Владимировну Говорову в Сухум уже в статусе министра просвещения и языковой политики Республики Абхазия. Но наверняка уже в школе в активном участнике редколлегии школьной газеты «Контакт» учителя видели неординарного талантливого человека, спустя годы возглавившего образование братской нам страны и сумевшего организовать для её учительского сообщества такое грандиозное мероприятие совместно со своими школьными наставниками. Удивительно? Но, если задуматься, вполне закономерно…

За такими большими событиями всегда стоит огромный труд организаторов. Непросто организовать Зимнюю школу (а их было уже 15), а тем более Летнюю экспедицию (а их целых 19) в любом из регионов России (таких за историю проекта уже целых 26), вдвойне труднее сделать это уже за границей. Это был серьезный вызов для команды проекта, и сейчас можно смело сказать – все получилось! Получился и выход на международный уровень, и высокий класс проведения занятий, и неповторимая атмосфера этого мероприятия – теплое дружеское общение учителей, прошедших конкурс «Учитель года» и оставшихся навсегда в кругу единомышленников. Мне, как новому человеку в Зимней школе, было особенно приятно сразу почувствовать себя своей в коллективе, прошедшем не один совместный выезд на это мероприятие. Удивительно? Для послеконкурсного движения – вполне закономерно…

Ведь в этом проекте нет случайных людей. Один из вечеров финала «Учителя года России» традиционно посвящен рассказу Владимира Нодаровича о полевых занятиях летних экспедиций, об открытых уроках зимних школ и о том, что любой желающий учитель может присоединиться к этому удивительному сообществу учителей-подвижников! И оно пополняется каждый год, независимо от решений министерства или новых ФГОСов, а значит – не переводятся у нас учителя, которые работают не ради зарплаты, а по зову сердца. А школа «Учитель года» дает возможность каждому из них поделиться своим опытом работы, своими находками, победами, успехами!

В этом году предоставилась возможность обменяться опытом и с учителями другой страны, пусть и очень близкой нам как территориально, так и исторически, но – другой! Сообщество учителей Абхазии откликнулось на приглашение участвовать в Зимней школе с истинно национальным пылом: шутка ли, сразу после празднования Нового года, в законные каникулы пять дней занятий с утра до вечера! Более двухсот наших коллег не только из Сухума, но и из других городов и сел приняли участие в работе 70 предметных и метапредметных площадок, на которых наша команда представила опыт своей работы в форме мастер-классов и проектных мастерских. Мало того, сам министр просвещения и языковой политики Республики Абхазия Инал Соломонович Габлия посещал без пропусков все занятия, ненадолго снова став учеником в том числе и своих школьных наставников, и это очень здорово, ведь лучший пример – это личный пример!

Мне кажется, что даже без присутствия министра в первых рядах активность абхазских учителей была бы такой же, потому что на занятиях Зимней школы действительно было, чему поучиться даже педагогам, умудренным многолетним опытом работы. Безусловным хитом стал метапредметный мастер-класс «Психология непонимания» абсолютного победителя конкурса «Учитель года России - 2020» Михаила Николаевича Гурова. Рождественским подарком для всех стал мастер-класс «Музыкально-педагогический штолен», который провел победитель конкурса «Учитель года России - 2014» Денис Игоревич Рочев совместно со своей супругой, Натальей Александровной, подарившей нам волшебство классической рождественской музыки.

Вообще, наши абхазские коллеги оказались перед непростым выбором, ведь одновременно шло целых шесть интереснейших занятий, и попасть хотелось сразу на все! Как пропустить, например, мастер-класс учителя физики Андрея Ивановича Семке (Краснодарский край), зная, что он привез разные занятия и ни разу не повторился? А физик из Удмуртии Геннадий Савватьевич Петров учил измерять температуру тела…линейкой! Разве это можно пропустить?

Учителя истории и обществознания из Абхазии были настолько покорены выступлениями Максима Викторовича Иванова(Карелия), Ковтонюк Натальи Алексеевны (Курская область), Никоарэ Марины Ивановны (Вологда), Усовой Татьяны Владимировны (Саратов), Лямина Сергея Константиновича (Тамбов), что на закрытии выступили отдельно с благодарностью и памятными подарками для них.

Русский язык изучается в братской нам Абхазии, поэтому мастер-классы наших словесников были очень актуальны и полезны для наших коллег. Елена Николаевна Грачева (Брянск) рассказала о работе с буктрейлерами и подкастами; Татьяна Ивановна Замятина (г.Саров) - о том, как сделать «вкусной» домашнюю работу; Юлия Викторовна Терещенко (Екатеринбург) принимала гостей в мастерской по инсценированию прозы, Людмила Николаевна Соколова (Калининград) напомнила нам о любимых строках Бродского, а Эльвира Федоровна Шаповало (Ставрополь) познакомила с методическим конструктором современного урока литературы.

Секцию филологии безусловно украсили и занятия наших учителей иностранных языков: креативный урок немецкого языка представил Денис Игоревич Рочев (Ленинградская область), Светлана Викторовна Малькевич (Санкт-Петербург) провела урок смыслового чтения по тексту рассказа Рэя Брэдбери «Пешеход» - разумеется, на языке автора!

Самый трудный лично для меня предмет – химия, и поэтому я стараюсь не пропускать мастер-классы коллег-химиков, и, кстати, никогда об этом не жалею! Вот вы знаете, что такое «послание небес, написанное иероглифами»? А я после мастер-класса Ирины Анатольевны Фоменко (Новоалександровск, Ставропольский край) уже знаю – это снег, и, оказывается, о нем химики могут говорить стихами! Елена Викторовна Мейснер (Волгоградская область) рассказала о том, сколько химии в книгах Конан Дойля, а вот занятия Владимира Нодаровича Головнера были полезны не только химикам, но и всем, кто занимается проектной деятельностью.

В этой же секции работали и замечательные биологи: Евгения Андреевна Брокарева (Мурманская область) размышляла о том, как бы мы жили на Марсе, Ольга Александровна Захарова (Владимирская область) знакомила коллег с социо-игровыми технологиями, Людмила Николаевна Терещенко (Свердловская область) рассказала о применении кейс-технологий в образовании, Ольга Александровна Зубова (Ростовская область) - о приемах развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии и не только.

Учителям географии можно было просто прочитать список регионов, которые представляла наша команда, например – Анна Игоревна Генкель представляла сразу и Камчатку, и Калининград, где она работает сейчас и преподает информатику с помощью не только современных, но и старых инструментов, о чем и рассказала в своем мастер-классе. Но, конечно, кроме внушительного списка регионов, у наших географов в арсенале было немало увлекательного для коллег из Абхазии. Мне посчастливилось побывать на занятии Оксаны Владимировны Маляевой (г.Саров) и наконец выяснить для себя точную разницу между знаками и символами вообще, и в географии – в частности. Юлия Максумовна Неволина (Пермский край) увлекла аудиторию рассказом о развитии матричного мышления на уроках географии, а Светлана Владимировна Коблякова (Москва) размышляла о необходимости развития навыков вдумчивой работы с текстом, что нужно не только на уроках географии. Моя землячка Наталья Михайловна Денисенко, представляющая теперь Ростовскую область, рассказала о возможностях географического эксперимента в школе.

На занятиях Елены Александровны Сазоновой (Смоленская область) наши абхазские коллеги имели возможность изучить основы необыкновенно популярного сейчас леттеринга, и, кстати, оформленная ими памятная стенгазета о спикерах Зимней школы показала, что эти занятия прошли не зря!

Мастер-класс «Фантастическая математика» учителя начальных классов Елены Юрьевны Мякишевой (Иркутская область) стал настоящим аншлагом, вот лично мне там просто не хватило места! Зато удалось побывать у моих коллег по цеху: порешать диофантовы уравнения и освежить в памяти теоремы об ортоцентрическом треугольнике на занятиях Михаила Николаевича Гурова (Ростов-на-Дону), пройти «Пути познания» и решить «Проблему на миллион долларов» с Надеждой Михайловной Растрепиной (Москва), поразмышлять об образовании в эпоху постправды с Розой Муслухетдиновной Мелекесовой (Удмуртия).

Надо сказать, что выступать перед такими замечательными слушателями - одно удовольствие. Наши абхазские коллеги живо интересовались всеми занятиями, активно участвовали в интерактивах, задавали вопросы, делились своим опытом. Неравнодушные, с горящими глазами, жаждущие новых знаний, творческие и вдумчивые – вот какие учителя в Абхазии! И молодые, и опытные – все они необыкновенно красивые, доброжелательные, гостеприимные, креативные, а других и не может быть в абхазском образовании, которое возглавляет молодой талантливый министр Инал Соломонович Габлия!

Откровенно говоря, я очень жалею, что не могла последовать примеру Инала Соломоновича и смотреть все интересующие меня занятия: во-первых, я и сама их вела, а во-вторых, для нас гостеприимные хозяева подготовили интереснейшую культурную программу, в которой мы участвовали в дни, когда в расписании не было наших собственных мастер-классов. Так, мы посетили все достопримечательности Нового Афона – монастырь, знаменитую пещеру, дачу Сталина; побывали в этнопарке, на плантации цитрусовых, а также в драматическом театре имени Фазиля Искандера на спектакле «Дневник аванюриста» и в краеведческом музее.

В ответ на такой роскошный подарок наша команда провела и свою культурную программу для наших гостеприимных хозяев. Поближе познакомиться с абхазскими коллегами помог рождественский творческий вечер. Оказалось, что нужны считанные минуты для того, чтобы сочинить колядку, придумать и тут же подарить рождественский подарок соседней команде, вспомнить все новогодние песни на любых языках мира – и все это в смешанных российско-абхазских командах. Продолжилось знакомство на «Искандеровских чтениях» - вечере, когда любой желающий мог прочесть отрывок из своего любимого произведения великого абхазского писателя и поэта Фазиля Искандера, чье детство прошло как раз в Сухуме. Всех просто покорило артистичное прочтение рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» от Татьяны Ивановны Замятиной, я давно так не смеялась! Рассказ «Море» прочитала Марина Владимировна Говорова, а Сергей Константинович Лямин подобрал и лирические, и иронические стихи Искандера, лично для меня заново открыв этого замечательного автора (сейчас рядом со мной томик его произведений, которые я перечитываю). Мастер слова, Андрей Иванович Семке, прочел не только отрывок из прозы Искандера, но и собственные рассказы из его недавно изданного сборника «Мечтыоры» - эта книга тоже сейчас рядом со мной, драгоценный памятный подарок из Зимней школы… Прочел и свое любимое стихотворение Искандера «Можжевельник» и Инал Соломонович Габлия. Удивительно? Считаю, что вполне закономерно и правильно для человека, руководящего образованием, не просто проводить мероприятия, но и быть рядом с учителями, подавать им пример во всем, начиная со знания классиков родной литературы!

Ну и изюминкой Зимней школы стали соревнования, совместные, российско-абхазские. Это значит, что спикеры, только что проводившие занятия, стали такими же участниками турнира по функциональной грамотности и педагогического квиза, как и слушатели Зимней школы. Можно подумать, что было две команды, российская и абхазская? А вот и нет, команд было больше десятка, образовались они случайным образом и были смешанными. К сожалению, лично мне не удалось поучаствовать в турнире по функциональной грамотности, этот день был у части спикеров экскурсионным, зато я получила огромное удовольствие от педагогического квиза, который провел Сергей Константинович Лямин, открывшийся для меня еще и как талантливый ведущий и шоумен! Сказать, что абхазские учителя азартные – это ничего не сказать. Воздух во время игры можно было буквально резать на куски и подавать на стол как пирог с азартом! Без лишней скромности похвастаюсь: команда, в которую я волею судьбы попала, одержала победу в этой напряженной игре. Удивительно? Вот здесь, пожалуй, соглашусь, победа далась нелегко,ведь именно интеллектом, кругозором, глубокими знаниями отличаются все учителя, а особенно собравшиеся в январе в Абхазии…

Рядом с книгами Фазиля Искандера и Андрея Семке, о которых я уже говорила, лежит еще одна книга, привезенная из Зимней школы. Это роман «Последний из ушедших» Баграта Шинкуба, абхазского писателя и поэта. Подписал мне ее на память Инал Габлия, который на прощание подарил нам книги абхазских авторов. И мне кажется, что это очень закономерно для зимней школы – обмен знаниями, той драгоценностью, которой можно и нужно смело делиться. Ведь если ты делишься своим знанием, то оно умножается, а не пропадает. Мы от души поделились своими знаниями и опытом с нашими абхазскими коллегами, а они подарили нам тепло своих сердец, горячее гостеприимство и мудрость абхазского народа не только в этих памятных книгах, но и во всем этом удивительном событии, которое произошло в чудесной стране Апсны!

Понравился материал? - Поделись с друзьями.
Просмотры: 144