Так сколько надо домашки?

Исследования показывают, что домашняя работа приносит пользу в средней и старшей школах, однако всегда есть риск чересчур перегрузить ребенка. Как рассчитать идеальный размер домашней работы?

Многие учителя и родители считают, что домашняя работа помогает ученикам получить учебные навыки и повторить школьный материал. Другие считают, что домашняя работа необязательна и разрушительна: дети выгорают и теряют интерес к учёбе. Исследования показывают, что ответ на вопрос о необходимости домашних заданий не так прост: домашняя работа приносит пользу в зависимости от возраста. Ученики старшей школы получают от неё больше пользы, чем ученики начальной и средней школ.

Родительские комитеты и Национальная Ассоциация образования (профсоюз учителей в США) поддерживают «правило 10 минут» — 10 минут домашней работы на каждый год обучения. Например, в 1 классе — 10 минут, во 2 классе — 20 минут и так далее. Но многие родители и учителя выступают против: ведь главное — не время выполнения, а качество заданий и насколько они помогают развить способности ребенка.

Некоторым ученикам может понадобиться больше или меньше времени на выполнение домашней работы. В классе учитель может помочь ученику, испытывающему проблемы с заданием, а дома ученик может потратить час на задание, которое нужно было выполнить за 30 минут. Такой подход разовьет пропасть между плохо и хорошо успевающими учениками, с каждым домашним заданием она будет только увеличиваться. Не говоря уж о том, что плохо успевающий ребенок может заболеть и совсем выпасть из образовательного процесса.

Однако у такого подхода есть и положительные стороны: если ребенок не успевает выполнить задание за отведённое время, это станет первым сигналом, что в его обучении не все в порядке.

Невысокая польза для начальной школы

В начале школьного пути стоит уделить время на формирование любви к обучению у ребенка. Большое количество домашней работы скорее всего убьёт всякий интерес к учебе. У учеников младших классов нет достаточных учебных навыков, чтобы вынести пользу из домашних заданий, так что их выполнение может стать пустой тратой времени (см. исследования Купера, 1989 и 2006 (англ.); Марцано и Пикеринга, 2007 (англ.)). Эффективнее будет задавать домашнее чтение. Ещё лучше, если дети будут читать вместе с родителями. Польза чтения очевидна: если ученик не умеет хорошо читать и понимать простые тексты к третьему классу, у него мало шансов преуспеть в средней школе и почти нет шансов закончить старшую (см. исследование Фистера (англ.), 2013).

Учительница второго класса Жаклин Фьорентино решила, что хорошее отношение её учеников к школе важнее, чем небольшая польза от работы дома. Она провела эксперимент: отменила в классе обязательную домашнюю работу. «Произошло нечто необычное: дети стали делать больше заданий дома самостоятельно, — написала она в своем блоге, — мои второклашки в свободное время решили изучить темы, интересные для них». Она стала задавать им чтение на дом и предложила домашнюю работу по выбору, чтобы они могли дома повторить материал урока.

Умеренная польза для средней школы

С возрастом ученики развивают учебные навыки, необходимые для лучшего погружения в тему и сохранения в памяти основных положений. В этом возрасте домашняя самостоятельная работа начинает приносить пользу. Она помогает им лучше подготовиться к занятиям в классе, исследования показывают умеренную пользу домашней работы для учеников средней школы (Купер, 2006). Ещё одно исследование также показывает, что онлайн-задания по математике, которые подстраиваются под уровень каждого ученика, значительно повышают результаты экзаменов (Рошель, 2016).

Однако на этом этапе появляется риск перегрузить ученика: исследование 2015 года показало, что ученики средней школы, которые тратили на домашнее задание 90-100 минут в день, начали хуже выполнять контрольные по математике и химии (Фернандес-Алонсо, Саурес-Альварес и Муньис, 2015 (англ.)). Превышение этого лимита способно уничтожить мотивацию и внимание ученика. Исследователи советуют задавать «домашнюю работу умеренной сложности, слишком сложное задание отобьёт желание даже попробовать его выполнить». Учителям рекомендуется избегать простых, повторяющихся заданий и задавать домашнее задание «с целью вселить привычку работать над заданием самостоятельно».

Иными словами, имеет значение качество, а не количество домашней работы. Брайан Штабник, опытный учитель английского языка в средней и старшей школах, предлагает учителям задать себе пять вопросов:

Сколько времени займёт выполнение задания?

Все ли ученики могут его выполнить?

Поможет ли задание достичь ученику успеха в будущем?

Возможно ли выполнить задание иным способом, чем предложено в классе?

Возможно ли выполнить задание без помощи учителя?

Большая польза и большие риски для старшей школы

К старшей школе ученики становятся более независимыми, в полной мере познают учебные навыки. Домашняя работа для них — способ глубже понять тему и закрепить знания, полученные на уроке. Однако и для них необходимо установить лимит заданий в день. Если ученик тратит более двух часов на выполнение заданий дома, он лишается возможности провести время с семьёй и друзьями, ему не хватит времени на отдых. Исследование 2013 года показало, что старшеклассники страдают от физических и психологических проблем от постоянного недосыпа и стресса, вызванного большим количеством домашней работы (Гэллоуэй, Коннер и Поуп, 2013).

В старших классах домашняя работа должна быть всегда связана с темой урока, она должна быть посильной для каждого ученика, а комментарий учителя после её выполнения — подробным и чётким.

Следует обращать внимание и на окружение школьника: не каждый из них имеет равные условия для выполнения заданий дома. Поэтому невыполненное задание не всегда будет отражением учебных неуспехов школьника. Возможно, им мешает шум домашних или поломка компьютера и сети, необходимых для выполнения задания. В таком случае выставление низких оценок будет несправедливым и может снизить мотивацию школьника к обучению.

Чтобы не перегрузить ребенка, надо держать связь с учителями других предметов и знать, сколько заданий они выдают. Может показаться, что заданий на 30 минут будет достаточно для ребенка, но, когда столько упражнений зададут по каждому из шести предметов, это превратится в три часа домашней работы. Даже для старшеклассника это очень много.

Психолог Морис Элиас называет это типичной ошибкой учителя: каждый разрабатывает домашние задания, не обращая внимания на другие предметы, что в итоге и приводит к сильной загруженности учеников. Она предлагает учителям разработать в каждой школе отдельную политику по домашним заданиям и обсудить на первом родительском собрании в году.

Родители играют ключевую роль

Домашняя работа помогают родителям быть в курсе учебных дел детей. Родители могут лучше узнать интересы детей и их сильные стороны. Если родители выступают за домашние задания, то и для ребёнка его выполнение становится ценным, что приводит к улучшению успеваемости в школе.

При этом завышение значимости домашней работы со стороны родителей и повышенный интерес к оценкам могут повредить эффективному обучению ребенка. Родителям не стоит навязывать и контролировать выполнение домашних заданий: ученики от этого становятся менее мотивированными (см. исследование Оркина, Мэя и Вольфа, 2017). Родителям стоит учесть это, чтобы не превратить домашние задания ребенка в постоянный источник конфликтов.

Нормативы по домашней работе в России

Минобрнауки запрещает задавать домашние задания в 1-х классах. Во 2-3 классах время на выполнение домашних заданий не должно превышать 1,5 часов, в 4-5 — 2 часов, в 6-8 классах – 2,5 часов, а в 9-11 классах время выполнения может доходить до 3,5 часов. Интересно, что санитарные нормы запрещают задавать школьникам домашнюю работу на выходные. О запрете на задания в каникулы в нормах ничего не говорится.

Примерное количество заданий на дом по каждому предмету могут быть прописаны в локальных актах школы — Положении о домашнем задании.

 Ссылка на данную статью

Понравился материал? - Поделись с друзьями.
Просмотры: 1133