Как помочь учиться без принуждения и контроля

Делать что-либо из-под палки или во имя награды — не самый хороший путь. Рассказываем о трёх простых правилах, которые помогают людям любого возраста учиться с желанием.

Одна из сложнейших задач во взаимоотношениях родителей с ребёнком — не заставлять, а мотивировать. Однако не все папы и мамы задумываются об этом, полагая, что только жёсткий контроль поможет их детям.

Если ввести в поисковик фразу «как заставить ребёнка», то самые популярные вопросы, которые он автоматически добавит, будут начинаться со слова «учиться». Как же сделать так, чтобы школьника не приходилось к этому принуждать, но учился он с энтузиазмом?

Развивать самостоятельность

И позволять ребёнку самому делать решающие шаги. Например, приготовить ужин по особому рецепту или искупать собаку после прогулки в дождливый день. Такие ситуации надо создавать чаще, чтобы дети чувствовали: родители им доверяют. Прибавьте к этому эмоции, которые ребёнок испытывает, когда самостоятельно с чем-то справляется, и получится готовая мотивационная формула.

Она хорошо работает и в учёбе. Не стоит мучить детей вопросами о том, что им задали, если родители сами могут посмотреть это в электронном дневнике в любой момент. У ребёнка пропадает раздражающий фактор под названием «меня постоянно контролируют», в то же время он прекрасно осознаёт, что мама и папа и так знают, что за уравнения ему сегодня надо решить по алгебре, и какой параграф выучить по истории. Поэтому лучше всё это сделать, не дожидаясь утомительных вопросов.

Проявлять внимательное участие и заботу

Известный психолог Михаил Лабковский советует: «Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учёбе вообще».

Ещё с советских времен наши родители ориентированы на оценки. Однако большее внимание стоит уделять не баллам, а причинам их появления в школьном дневнике.

 Речь не идет о том, чтобы совсем не следить за успеваемостью детей. Важно делать это правильно. К примеру, вместо того, чтобы сразу ругать ребёнка за плохую оценку по контрольной, можно узнать, как её написали другие ученики в классе. И выяснится, что большинство справилось с ней на таком же уровне. Ведь в этот день рядом со школой ремонтировали дорогу, и за окном стоял такой шум, что никто не смог сконцентрироваться на задании.

Радоваться внеучебным победам

Ребёнку важно быть в чём-то лучшим, чтобы стимулировать внутреннюю мотивацию. Необязательно по школьным предметам. В спорте, музыке, танцах или игре с папой в шахматы.

Вспомните себя в детстве: нам кажется, что мы сами всё знаем, а родители постоянно пытаются научить нас уму-разуму. Когда роли меняются, и ребёнок демонстрирует умение или знание, которым не владеют мама и папа, он ощущает, что сам может их чему-то научить. Радость от этого чувства — тоже отличная мотивация к изучению нового. 

Ссылка на статью

Понравился материал? - Поделись с друзьями.
Просмотры: 138